RUS Новости

Средства массовой информации в годы Великой Отечественной войны

Все СМИ во время Великой Отечественной войны работали в особом режиме. Важнейшую роль играло радио. Именно по радио советский народ услышал правительственное заявление о нападении Германии на СССР и менее чем через час транслировались первые военные «Последние известия».

24 июня 1941 г. было создано «Совинформбюро», задачей которого являлось изложение фронтовых сводок. До окончания войны каждый день для миллионов советских граждан начинался и заканчивался сообщениями «Совинформбюро». Всего в годы войны прозвучало более 2 тыс. ежедневных сводок и 122 сообщения «В последний час».

В годы войны была перестроена структура СМИ. Сократилось вдвое число центральных газет (до 18), уменьшились их тиражи. Перестали выходить многие специализированные, отраслевые, а также комсомольские издания. Сократилась и местная пресса. Но вместо этого была создана сеть новых изданий, прежде всего фронтовых газет. Это были газеты военных подразделений всех уровней – армейские, бригадные, стрелковых, танковых, общевойсковых и специальных армий, войск противовоздушной обороны. Всего к концу 1942 г. было создано около 700 таких газет. Для работы в них проводились специальные мобилизации журналистов в соответствии с директивами партийных органов.

Кроме фронтовых газет были еще подпольные (около 200 в 1944 г.) и партизанские издания, выходившие на оккупированной территории. Важное значение приобретали в период войны листовки, плакаты, воззвания, обращения, которые выпускались массовыми тиражами и предназначались для распространения как среди своих войск, так и в армии противника.