RUS Новости

«Ночные ведьмы»: советские летчицы, которых боялись все немецкие солдаты

46-й гвардейский ночной бомбардировочный авиационный Таманский Краснознамённый и ордена Суворова полк также известный как «Ночные Ведьмы» — женский авиационный полк в составе ВВС СССР во время Великой Отечественной войны.  
Авиационный полк был сформирован в октябре 1941 года по приказу «О сформировании женских авиационных полков ВВС Красной Армии».
Руководила формированием легендарная Марина Раскова. Командиром полка была назначена капитан Евдокия Бершанская, лётчица с десятилетним стажем. Под её командованием полк сражался до окончания войны. Порой его шутливо называли: «Дунькин полк», с намёком на полностью женский состав и оправдываясь именем командира полка. Партийно-политическое руководство полком возглавила Мария Рунт.
Формирование, обучение и слаживание полка проводилось в городе Энгельс. Авиаполк отличался от прочих формирований тем, что был полностью женским. Созданные согласно тому же приказу два других женских авиаполка в ходе войны стали смешанными.
23 мая 1942 года полк вылетел на фронт. Тогда его численность составляла 115 человек — большинство в возрасте от 17 до 22 лет. 
Немцы прозвали их «Ночными Ведьмами» за то, что все боевые вылеты были исключительно ночными, а перед пикированием на вражеские позиции пилоты отключали моторы на своих бипланах По-2 и оставался слышен лишь негромкий шелест воздуха под крыльями, похожий на звук метлы.
Из воспоминаний И.В. Ракобольской и Н.Ф. Кравцовой: «Полк был оснащён самолётами По-2. При формировании в полку было 20 самолётов, потом их численность возросла до 45. На окончание войны в строю было 36 боевых самолётов. Наш учебный самолёт создавался не для военных действий. Деревянный биплан с двумя открытыми кабинами, расположенными одна за другой, и двойным управлением — для лётчика и штурмана. (До войны на этих машинах лётчики проходили обучение). Без радиосвязи и бронеспинок, способных защитить экипаж от пуль, с маломощным мотором, который мог развивать максимальную скорость 120 км/час.
На самолёте не было бомбового отсека, бомбы привешивались в бомбодержатели прямо под плоскости самолёта. Не было прицелов, мы создали их сами и назвали ППР (проще пареной репы).
Количество бомбового груза менялось от 100 до 300 кг. В среднем мы брали 150—200 кг. Но за ночь самолёт успевал сделать несколько вылетов, и суммарная бомбовая нагрузка была сравнима с нагрузкой большого бомбардировщика. Управление было сдвоенным: самолётом возможно было управлять и пилоту, и штурману. Были случаи, когда штурманы приводили на базу и сажали самолёты после того, как пилот погибала».
До августа 1943 года лётчицы не брали с собой парашюты, предпочитая взять вместо них ещё 20 кг бомб.
Пулемёты на самолётах также появились только в 1944 году. До этого единственным вооружением для защиты от вражеских истребителей на борту были пистолеты ТТ лётчиков и штурманов.
В ходе боевых действий лётчицы авиаполка произвели 23 672 боевых вылета.
Всего самолёты находились в воздухе 28 676 часов, (1191 полных суток).
Лётчицами было сброшено более 3 тысяч тонн бомб, 26 000 зажигательных снарядов. Полк уничтожил и повредил 17 переправ, 9 железнодорожных поездов, 2 железнодорожные станции, 26 складов, 12 цистерн с горючим, 176 автомобилей, 86 огневых точек, 11 прожекторов. Было вызвано 811 пожаров и 1092 взрыва большой мощности. Также, было сброшено 155 мешков с боеприпасами. За боевую историю полка в нём послужили 302 человека по 91 военной специальности от командира полка до укладчика парашютов.
Безвозвратные боевые потери полка составили 23 человека и 28 самолётов Несмотря на то, что лётчицы гибли за линией фронта, ни одна из них не считается пропавшей без вести. После войны комиссар полка Евдокия Яковлевна Рачкевич на деньги, собранные всем полком, объездила все места, где гибли самолёты, и разыскала могилы всех погибших.
За годы войны 23 военнослужащим полка было присвоено звание Героя Советского Союза.
В апреле 1945 года и до окончания войны полк помогал в прорыве обороны противника на Одере.
За три года боёв полк ни разу не уходил на переформирование.
15 октября 1945 года полк был расформирован, а большинство лётчиц демобилизовано